После критики бодрийяровской позиции в целом, меня
заставило обратиться к частным моментам последней недавнее посещение PinchukArtCentre, и то чувство
восхищения и восторга, которые я до сих пор храню в сердце по поводу
увиденных и ощутимых инсталляций современного художника Anish Kapoor. Однако все по
порядку. Вот та частность у Бодрийяра, которая меня сейчас интересует:
Фотография, сделанная Бодрийяром
"…смогут ли еще схема или понятие отчуждения в
той мере, в какой они вращаются вокруг иного самости (то есть вокруг сущности
отчужденного, перевернутого человека), играть роль в контексте, в котором
индивид никогда больше не сталкивается со своим собственным раздвоенным
образом? … В распространенном процессе потребления нет больше души, тени,
двойника, образа в зеркальном смысле. ...
Человек потребления не находится перед лицом своих собственных потребностей, и
более того – перед лицом продукта своего собственного труда, он никогда больше
не сталкивается со своим образом: он имманентен знакам, которые он упорядочивает"
[1, c .239-240 - жирный шрифт мой - И.И.].
В своей дипломной работе на эту претензию Бодрийяра
я отвечал следующими примерами из современного капитализма бренда. Компания
Auran с 2000 по 2005 год создавала
компьютерную игру-симулятор поезда под
названием Trainz. К
созданию игры были приглашены пользователи, фаны такого рода игр (некоторые
пользователи, по желанию, могли коммерциализировать свои модели). Роль
пользователей заключалась в создании 3D моделей
поездов и уровней виртуального железнодорожного мира. Однако в результате
жесткой игровой политики Auran и темпоральной
ограниченности проекта (deadline),
пользователи, вместо легкого досуга после работы, получали письма с
уведомлениями о необходимости ускорить разработку моделей или изменить в
соответствии с интересами компании. В конце концов, «возник язык труда и работы
в пункте, где фаны-разработчики почувствовали неудовольствие в связи с
попытками Auran’a координировать
и организовывать их деятельность по созданию контента» [3, p. 409-410]. Этот факт указывает на предел
капитала, о котором утверждал Маркс в рукописях 1857-59 гг.: «…прибавочная
стоимость - [является] пределом прибавочного рабочего времени» [2, стр. 403].
Другой пример, касается настольной игры Warhammer производства
Game Workshop. Следуя логике со-творчества
эта компания затем назначала премиальную цену за модели, разработанные самими
потребителями. На эти действия потребители ответили масштабной фальсификацией
моделей, производством и распространением своих моделей, а впоследствии
разработкой своей собственной, бесплатной аналогичной игры Confrontation [6, p. 262]. В этих примерах можно заметить, что
потребитель встречается со своим «отражением», со своим собственным продуктом,
но, однако, последний оказывается под контролем капитала. Если же продумать
логику/идеологию со-творчества до конца, то следует предположить возникновение
борьбы за превращение труда в не-труд, процесса от-чуждения, поскольку бренд не
сможет обеспечить достаточного пространства для свободы, ибо платформа бренда
всегда будет работать на увеличение прибыли, на интенсификацию эксплуатации
потребителей, а также экспроприацию со-творческого продукта потребителей в
результате действия прав интеллектуальной собственности. Более того, если при
индустриальном капитализме оплачивались жизненные средства рабочего, то при
капитализме брендов потребителям не оплачиваются средства к потреблению (это положение относительно, примеры коммерциализации со-творчества: www.askyourusers.com; www.quirky.com),
поэтому степень эксплуатации умножается
в геометрической прогрессии. Gaurav Bhalla в вебинаре, организованном Co-creation Forum, на тему "Как создать инновационную клинику?" (видео здесь), отвечая на мой вопрос по поводу того, нужно ли оплачивать со-творчество пациентов инновационной клиники в Осло отметил, что со-творчество не предполагает монетаризации, но держится внутренней мотивацией, жаждой признания.
Зеркальные
работы очень похожи на устройство «комнат смеха», где радость зрителей
переживается от отсутствия наблюдаемого отражения, от не-объектности. Вполне понятно увлечение Kapoor пустотой. Пустота для него всегда заполнена. Пустота не резервуар, а
исполненность мифологией, это «психо-физическое пространство» [4, p. 24-25]. Недаром в его работах
звучат темы рождения, смерти, материнского, женского лона, оформленные экспрессионистически
окрашенными пигментными красками. Зеркальные работы представляют собой начало
искусства, начало эстетического (начало искусства, начальное состояние вещей
затрагивается художником в работе «Between shit and architecture»). В вогнутых зеркалах
нет объекта, а есть только непрерывно сменяющаяся череда хаотически превращающихся образов (чем-то похожее
впечатление образуется от смотрения на огонь, или из окна автомобиля), в
зависимости от движения человеческого глаза и окружающих предметов. В этих не-объектах вещественность работы, его тяжелый материал (нержавеющая сталь в
случае с зеркалами) действительно дематериализуется, становится не-физической, скульптурной, высвобождая тем самым эстетическое переживание возвышенного.
Turning the World Upside Down 2010 |
Однако после знакомства с серией работ Anish Kapoor под названием
«Не-объект» я задумался о том, что суть
бренда как раз именно и заключается в том, чтобы превратить собственно от-чужденное пространство в эстетически переживаемое
различие, дистанцию, превратить капиталистическое противоречие в эстетическое различие. Kapoor
в
интервью с Ina
Cole сказал,
что его «начинания вели к построению скульптурного языка, достигающего
выхода за пределы объекта в глубинные сферы физического и психологического
переживания к де-материализации художественного объекта» [5, p. 24]. В
работах Kapoor
благодаря
вогнутой зеркальной поверхности зрителем создаются новые пространства, а не
отражается существующие, это тот момент, когда нетождественность оригиналу, его
искажение, преломление становится предметом эстетического наслаждения, опыта
прикосновения с тем, что не есть «Ты», с возможностью других пространств,
нереализуемых в обычных формах восприятия и мышления. «Если пространство пустоты [пример
снизу слева - И.И.] находится за картинной поверхностью, то пространство
вогнутого зеркала [пример снизу справа - И.И.] находится перед ней, и я предполагаю
что это новый вид пространства» [4, p. 25-26] – говорит Kapoor.
Non-Object (Spire) 2007 |
Descent into Limbo 1992 |
….
И здесь бренд можно представить как такую «вогнутую зеркальную» платформу,
содержание которой со-творится зрителями-потребителями, вернее, многообразно
превращенными образами последних. Бренд работает в режиме различия,
уникальности (образов жизни, мысли, действия), поэтому капиталистическая
начинка уступает свою значимость для потребителей возможностью испытать магию
собственного превращения, эстетизации себя. Пространство бренда не только
психологизируется, но и эстетизируется, что представляет дополнительные
трудности для будущего революционного движения. Является ли не-объектность бренда следствием "власти заботы" (Фуко)? Если существует внутреннее сопротивление экономике брендов (в случае вышеупомянутых примеров), срыв психологизации (шизофрения и кризисы), то каким образом преодолеть производство "эстетической" (калька с термина Маурицио Лаццарато - ethical surplus) прибавочной стоимости ?
Литература
1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его
мифы и структуры / Ж. Бодрийяр (Пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А.
Самарской). — М.: Республика, Культурная революция, 2006. — 269 с.
2. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов / К. Маркс. Сочинения К.
Маркса и Ф. Энгельса. – Изд. 2-е. – М.: Политиздат, 1968-1969. – Т.46: в 2-х ч.
Ч. 1. 559 с.
3. Banks
J. The Labour of User Co-Creators. Emergent Social Network Markets? / J. Banks,
S. Humphreys // Convergence, 2008. – vol. 14. – №
4. – p. 401-418.
4. Cole I. Modern sublime: A Conversation with Anish Kapoor / I. Cole // Sculpture, 2007. – vol. 26. – № 5. – p. 22-29.
5. Cole I. Transcending the object / I. Cole // Sculpture, 2010. – vol. 29. – № 1. – p. 22-25
6. Cova
B. Counter-brand and alter-brand communities: the impact of Web 2.0 on tribal
marketing approaches / B. Cova, T. White // Journal of Marketing Management,
2010. – Vol. 26. – № 3-4. – p. 256-270.
Комментариев нет:
Отправить комментарий