воскресенье, 20 мая 2012 г.

Типология от-чужденного пространства в «Капитале» Маркса



Инсталляция Аниша Капуры 


Карл Маркс изучал пространственную специфику от-чуждения (важность такого написания обоснована здесь) при индустриальном капитализме. Представляется необходимым выделить типологию пространства от-чуждения вслед за Марксом:

1) Пространство разрыва.

При капитализме товарная форма продукта становится всеобщей, универсальной, поэтому обмен осуществляется товаропроизводителями. Общественный процесс производства косвенно проявляется посредством обмена товаров. Однако стихийный, капиталистический механизм делает пространство между деятельностями, продуктами, товарами, людьми разъединенным: «Обращение товаров разрывает временные, пространственные и индивидуальные границы обмена продуктов именно благодаря тому, что непосредственная тождественность между отчуждением своего продукта труда и получением взамен него чужого расчленяется на два противоположных акта — продажи и купли [Маркс, Капитал, том 1, с. 124]. Все общество делится на тех, кто продает не имеющий для них потребильной стоимости товар, и тех, кто покупает этот товар, поскольку для них он имеет потребительную стоимость. Если же не происходит акта купли и продажи, то капитализм оказывается в кризисе, поскольку или 1) товаропроизводители не реализуют прибавочную стоимость, овеществленную в товаре, или 2) рабочие-потребители не могут купить по такой цене товар.
Фундаментальный пространственный разрыв обусловивщий возникновение и развитие капитализма относится к лишению средств производства рабочих, перманентный процесс «огораживания», воспроизводящий разрыв между средствами производства и рабочей силой, между объективными факторами производства и субъективной возможностью к труду. Тайна прибавочной стоимости также может быть развенчана пространственно: «При барщинном труде труд крепостного крестьянина на самого себя и принудительный труд его на помещика различаются между собой самым осязательным образом, в пространстве и времени. При рабском труде даже та часть рабочего дня, в течение которой раб лишь возмещает стоимость своих собственных жизненных средств, в течение которой он фактически работает лишь на самого себя, представляется трудом на хозяина. Весь его труд представляется неоплаченным трудом. Наоборот, при системе наемного труда даже прибавочный, или неоплаченный, труд выступает как оплаченный. Там отношение собственности скрывает труд раба на себя самого, здесь денежное отношение скрывает даровой труд наемного рабочего» [Маркс, Капитал, том 1, с. 550]. Таким образом, поскольку пространство труда при капитализме всегда является пространством средств производства, принадлежащих капиталу, то и кажется, будто труд оплачивается полностью, однако, именно внутри этого пространства конституируется специфически капиталистический разрыв, позволяющий выделить необходимый и прибавочный труд, а также основу капиталистической эксплуатации.

2) Пространство как источник аккумуляции прибавочной стоимости.

Маркс в главе «Производство относительной прибавочной стоимости» своего главного труда «Капитал» описывает пространства кооперации, мануфактуры и машинной техники (фабрики) как источники аккумуляции прибавочной стоимости. Кооперация выступает первой формой, поскольку в ней собирается рабочая сила для эффективного и производительного использования: Действие многих рабочих в одно и то же время, в одном и том же месте (или, если хотите, на одном и том же поле труда) для производства одного и того же вида товаров, под командой одного и того же капиталиста составляет исторически и логически исходный пункт капиталистического производства" [Маркс, Капитал, том 1, с. 333]. Для капитала необходимо дисциплинировать рабочую силу для наибольшей продуктивности, поэтому пространство организуется особым образом: «Кооперация, с одной стороны, позволяет расширить пространственную сферу труда, и потому при известных процессах труда ее требует уже самое расположение предметов труда в пространстве; так, например, она необходима при осушительных работах, постройке плотин, работах по орошению, при строительстве каналов, грунтовых и железных дорог и т. п. С другой стороны, кооперация позволяет относительно, т. е. по сравнению с масштабом производства, пространственно сузить сферу производства. Это ограничение пространственной сферы труда при одновременном расширении сферы его воздействия, в результате чего происходит сокращение непроизводительных издержек производства (faux frais), порождается сосредоточением массы рабочих, слиянием различных процессов труда и концентрацией средств производства» [Маркс, Капитал, том 1, с. 340]. Пространство кооперации предполагает разрыв рабочего и средств производства. В кооперации рабочим «связь их работ противостоит им идеально как план, практически — как авторитет капиталиста, как власть чужой воли, подчиняющей их деятельность своим целям» [Маркс, Капитал, том 1, с. 343]. По сути своей конфликтное пространство капиталистического производства уже в форме кооперации вызывает сопротивление: «Вместе с ростом массы одновременно занятых рабочих растет и их сопротивление, а в связи с этим неизбежно растет давление капитала, направленное на то, чтобы подавить это сопротивление» [Маркс, Капитал, том 1, с. 342]. Кооперация рядоположенно располагает рабочих.
Далее, Маркс рассматривает мануфактуру. В этой форме организации пространства «последовательное расположение отдельных стадий процесса во времени превратилось в их пространственное расположение друг возле друга» [Маркс, Капитал, том 1, с. 357]. Благодаря расчленению процесса создания товара на простые операции увеличивается производительность: «мануфактура комбинирует первоначально разрозненные ремесла, она уменьшает пространство, которым разделяются отдельные фазы производства продукта. Сокращается время, необходимое на переход продукта от одной стадии в другую, равно как и труд, затрачиваемый на эти переходы. Тем самым достигается большая производительная сила по сравнению с ремеслом, причем ее рост вытекает из общего кооперативного характера мануфактуры. С другой стороны, присущий мануфактуре принцип разделения труда приводит к изолированию различных фаз производства, которые обособляются друг от друга ввиде соответственного количества самостоятельных частичных работ ремесленного характера. Установление и поддержание связи между изолированными функциями вызывает необходимость постоянных перемещений продукта из одних рук в другие, из одного процесса в другой» [Маркс, Капитал, том 1, с. 356]. Пространство в мануфактуре уплотняется благдаря тому, что трудовой процесс технически расчленяется и рабочий выполняют одну, фиксированную операцию. «Мануфактурное разделение труда приводит к тому, что духовные потенции материального процесса производства противостоят рабочим как чужая собственность и господствующая над ними сила… в мануфактуре, которая уродует рабочего, превращая его в частичного рабочего» [Маркс, Капитал, том 1, с. 374]. Мануфактура размещает рабочих рядоположенно для выполнения частичной работы. Пространство рационально расчленяется и заполняется рабочей силой.
В крупной промышленности процесс рационализации пространства доходит до развитой фазы. «В мануфактуре рабочие, отдельные или соединенные в группы, должны выполнять каждый отдельный частичный процесс при помощи своих ручных орудий. Если рабочий и приспосабливается здесь к процессу, то и процесс, в свою очередь, уже заранее приспособлен к рабочему. При машинном производстве этот субъективный принцип разделения труда отпадает. Весь процесс разлагается здесь объективно, в зависимости от его собственного характера, на свои составные фазы, и проблема выполнения каждого частичного процесса и соединения различных частичных процессов разрешается посредством технического применения механики, химии и т. д… если в мануфактуре изолирование отдельных процессов является принципом, вытекающим из самого разделения труда, то, напротив, в развитой фабрике господствует принцип непрерывности отдельных процессов» [Маркс, Капитал, том 1, с. 391-392]. Рабочий превращается в придаток машины, пространство рационализируется благодаря применению науки и становится непрерывным процесс производства прибавочной стоимости, интенсификации этого процесса. Рабочему противостоит процесс труда, его научная организация. В осязаемой форме рабочему противостоит вся мощь капитала именно в крупной промышленности. Поэтому сопротивление рабочих сначала обрушивается на само вещество машин.

3) Пространство преодолевается временем и становится временным пространством или пространством (неоплаченного, прибавочного) времени.
Для того, чтобы капитал воспроизводился с большей скоростью необходимо быстрое перемещение товаров, рабочей силы, а также уплотнение производственных операций. Маркс говорит об «уничтожении пространства за счет времени» (die Vernichtung des Raums durch die Zeit) [grundrisse, S. 430]. Любое пространство должно стать временным, то есть, с одной стороны, не должно занимать меньше времени для перемещения через него, а с другой, должно стать резервуаром прибавочной стоимости, прибавочного времени. Отсюда двойная тенденция капитала: уничтожение пространства посредством времени, а также производство временного пространства (в формах производства относительной прибавочной стоимости). Пространство при капитализме сгущается и телеологизируется, поскольку должно вести к лучшей производительности и личной эффективности. Однако сгущение пространства собирает вместе рабочих, могильщиков капитализма. Уничтожая пространство между странами, городами, народами капитал не только добивается увеличения скорости обращения, но также подспудно организует рабочих, разбивает национальные границы между ними. Сгущение пространства конфликтно, поскольку производит ясное видение разрыва, противоречия капитализма. Отсюда Маркс сделал вывод о том, что конкуренция капиталов завершается монополизацией капиталистической собственности, а значит, доводит классово-пространственный конфликт до своего революционного завершения (что отчасти и произошло в пролетарских революциях). Но капитал пришел к необходимости пространственной революции (может быть это был ответ на пролетарские революции?), ему нужно было сделать пространство менее конфликтным, менее сгущенным, более разреженным, но при этом не менее производительным. Тихая история первоначального накопления капитала, совершающаяся благодаря психологизации, обретает, наконец, свою плоть, звук и цвет. Пространство психологизируется.





Комментариев нет:

Отправить комментарий