Как важно перечитывать Маркса! Мне нужно было написать о
пространстве бренда (и еще тезисы на нашу конференцию), и вот, по хорошей
традиции, сначала к Учителю, а потом к вторым источникам. Ну, то есть,
наоборот, сначала ко вторым источникам, а потом к Учителю. Оказалось, что
свеженького по марксовому пониманию пространства ничего нет в зарубежных
источниках. Да вообще, кажется, ничего нет специального об этом (нет, кроме
Lefebvre, Harvey и еще нескольких). Поэтому работал только с Учителем.
И
вот, что я написал все-таки.
Карл Маркс в «Капитале»
описывает переход от кооперации к мануфактуре в терминах превращения времени в
пространство [1, стр. 357].
То, что осуществлялось в кооперации отдельным рабочим и зависело от его
собственного умения, теперь, в мануфактуре превращается в отдельные
пространственные операции, где рабочий делает только лишь одну операцию,
подчиняясь техническому процессу. Пространственным дроблением, расчленением
сложного процесса достигалась большая производительность. Выяснение Марксом
специфики организации превращения времени в пространство при капитализме
позволяет понять генезис бренда.
Целия Лури определяет
бренд как «платформу для структурирования деятельности» [4, p. 1]. Какой деятельности?
Деятельности общения, творчества, самоизменения, скажет Адам Арвидссон [3, p. 13-14]. Для того капитализма,
который изучал Маркс, время потребления было бесполезным, непроизводительным. В
условиях же кризиса дисциплинарных институтов капитализма, в том числе и
фабрики, появлению массового недовольства рабочих, революционных восстаний,
рабочее время все более также становится непроизводительным. Отсюда возникает
необходимость проблематизации этих областей властью капитала. И капитал волей
неволей обращается к той технике, которая работала при переходе от кооперации к
мануфактуре – к пространственной операционализации времени. Это неизвестное,
опасное и, главное, непроизводительное время производства человека в
потреблении и политической деятельности превращается в контролируемые
пространства потребления, самоизменения, преструктурации свободного времени:
пассажи (о которых писал Вальтер Беньямин), дрогсторы и гипермаркеты (Жан
Бодрийяр как теоретик этого пространства), брендшафты (Disneyland, Niketown), автономные бренд
общины (напр., Jeep’еры)
и веб-платформы для со-творчества бренду (примеры: http://www.openinnovators.net/list-open-innovation-crowdsourcing-examples/).
Если для Мишеля Фуко
устройство дисциплины направлялось на анатомо-политику, на координацию тел в
пространстве, власть устраивалась на капиллярном уровне физических перемещений [2,
стр. 224], то для современного капитализма брендов, власть координирует
социальные отношения, действуя на капиллярном уровне повседневных отношений
людей, исследуя сами основы воспроизведения социального. Ключом для
теоретического и технического проникновения в эту область стала психологизация
как процесс превращения (и произведения) любых социальных отношений в отношения
психологические (сопротивление рабочих как следствие стресса от условий труда,
недостаток общения; семейный конфликт, непослушание детей объяснялось
обстоятельствами раннего детства и т.д.) [5, p. 11-13]. Психологизация стала
тем средством, которая предоставила язык самоизменения, достижения счастья,
реализации желания и самоактуализации личности и, тем самым, изменила и труд, и
потребление. Вместо техники подчинения поведения и ограничения желаний в
обществе дисциплины, в обществе брендов власть реализуется посредством свободы
индивида, свободы самоизменения, реализации желаний. Преструктурацией этого
самоизменения и выступает бренд.
Классический пример психологизации. Эдвард Бернейс связал курение сигарет с женской свободой.
В пространстве бренда
бесконечно делится и расчленяется свободное время, оно представляется в форме
пространственных, видимых, доступных управлению, операций (напр., Facebook, Vkontakte, социальные медиа,
корпоративная культура). То, что было тайной для капитала – сфера культуры,
гениальность и пр., теперь практикуется в промышленных масштабах в форме
координации всеобщего интеллекта, аккумуляции желаний, способностей людей в
бренде. Поэтому неслучайным кажется возникновение гуманитарных наук именно во
время устройства бренда как технологии личности. Именно в гуманитарных науках ХХ века любое культурное явление анализируется,
представляется как результат универсальных отношений людей в определенную
историческую эпоху (напр., диалогизм у Михаила Бахтина). Такую же аналогию
между техниками власти и науками замечает и Фуко в произведении «Надзирать и
наказывать» [2, стр. 234].
История превращения
свободного времени в пространственное устройство бренда стала «тихой» историей
(очередного) первоначального накопления капитала, в котором всеобщий интеллект,
основания существования социального стали продуктивными для капитала.
Литература
1.
Маркс К. Капитал: критика политической экономии. Том первый [Текст] / К.
Маркс. – М. : Политиздат, 1960. – Т. 23. – 907 с.
2.
Фуко М. Рождение тюрьмы. Надзирать и наказывать [Текст] / М. Фуко. – М. :
«Admarginem», 1999. – 480 с.
3. Arvidsson A. Brands. Meaning and value in media
culture [Текст]
/ A. Arvidsson. – London & New
York. : Routledge, 2006. – 168 p.
4. Lury C. Brands. The logos of the global economy [Текст] / C. Lury. –
London & New York. : Routledge,
2004. – 173 p.
5.
Rose N. Inventing
Our Selves: Psychology, Power, and Personhood [Текст] / N. Rose. – New York :
Cambridge University Press, 1996. – 236 p.
Комментариев нет:
Отправить комментарий